Российские власти готовятся ужесточить контроль за гражданами-эмигрантами, число которых после начала войны с Украиной побило рекорды более чем за 100 лет.
Для проживающих за рубежом россиян с середины 2025 года будет введен обязательный консульский учет. Как сообщает «РИА Новости», такой пункт правительство заложило в план реализации государственной концепции миграционной политики, которую в мае своим указом изменил президент Владимир Путин.
Согласно указу Путина, кабмину было поручено принять меры по «снижению оттока населения» из страны. В рамках реализации новой концепции будет определено понятие «гражданин, постоянно проживающий за пределами Российской Федерации», а также конкретизирован правовой статус этой категории граждан. Кроме того, запланировано «введение обязательного консульского учета граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом», цитирует «РИА Новости» документ. Ответственность за учет эмигрантов возлагается на МИД РФ.
В 2022 году Россия пережила две массовых волны эмиграции: весной после начала вторжения в Украину и осенью, когда в стране впервые с 1940-х была объявлена массовая мобилизация. Согласно расчетам проекта Re: Russia, который проанализировал различные оценки числа эмигрантов, с начала войны из России уехали от 817 тыс. до 922 тыс. человек. Политическая эмиграция из России стала самой массовой с 1920-х годов, когда жители страны бежали от большевистского террора и Красной армии.
Путин был «лично задет» массовым отъездом граждан в масштабах, которых страна в современной истории еще не видела, рассказывал The Moscow Times ранее источник в правительстве. По его словам, ответом на бегство от мобилизации стал закон об электронных повестках, который де-факто создает в РФ реестр невыездных граждан, а также вводит существенные поражения в правах для «уклонистов», вплоть до запрета распоряжаться имуществом и управлять автомобилем.
C декабря 2023 года дополнительные полномочия получили пограничники ФСБ РФ. Отныне они могут изымать загранпаспорта у граждан, лишенных права на выезд, а также у тех, чьи документы признаются недействительными.