Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Война в Украине заставила азиатские страны сплотиться против Китая

Премьер-министр Японии Фумио Кисида и президент Южной Кореи Юн Сок Ёль KITH SEREY / EPA / ТАСС

Вторжение России в Украину заставило западные страны выступить единым фронтом и привлекло в НАТО новых членов. Аналогичный процесс наблюдается в Азиатско-Тихоокеанском регионе: видя поддержку Владимира Путина председателем КНР Си Цзиньпином и все более агрессивную позицию Пекина, страны начинают налаживать отношения друг с другом и с США, повышать обороноспособность и уделять повышенное внимание региональной безопасности.

Противостояние с Китаем, который, став второй по величине экономикой мира, занимает все более милитаристскую позицию и не скрывает желания установить контроль над Тайванем, усилилось бы и без войны в Европе, но последняя ускорила процесс. Только за последние несколько месяцев:

  • Япония решила вдвое увеличить расходы на оборону и назвала Китай угрозой №1;
  • Южная Корея объявила поддержание стабильности в Тайваньском проливе критически важным для своей безопасности;
  • сам Тайвань увеличил число присутствующих на острове американских военных, которые помогают тренировать его армию;
  • Филиппины предоставили США доступ еще на четыре военные базы (в дополнение к пяти имеющимся);
  • Австралия договорилась с США и Великобританией изучить возможность производства для нее атомных подводных лодок (результаты анализа должны быть представлены в марте).

По словам посла США в Японии Рама Эмануэла, «стратегическая перегруппировка идет с беспрецедентной скоростью».

Освободительная армия Китая уже давно наращивает силы и модернизирует вооружения. В воскресенье Пекин представил оборонный бюджет на 2023 г., он увеличится на 7,2%. Это первый раз за последнее десятилетие, когда военный расходы Китая растут три года подряд.

В октябре 2022 г. на ХХ съезде Коммунистической партии Китая, когда Си Цзиньпин в нарушение полувековой традиции в третий раз возглавил страну, он сделал ставку на национальную безопасность (а не экономическое развитие) во внутренней политике и национализм – во внешней. Желания окончательно решить тайваньский вопрос Си не скрывал.

Перед лицом китайской, а также северокорейской угрозы азиатские страны не только меняют политику в области безопасности и наращивают оборонные расходы. Они также ищут способы урегулировать старые споры, чтобы наладить отношения и создать союзы, которые вряд ли порадуют Пекин, пишет The Wall Street Journal. Так, в понедельник Южная Корея и Япония объявили о предварительной договоренности по выплате возмещения корейцам, которые были вывезены на принудительные работы в Японию во время оккупации ею Корейского полуострова в 1910-1945 гг. Президент Джо Байден назвал это «поворотной новой главой в сотрудничестве и партнерстве между двумя ближайшими союзниками Соединенных Штатов».

Президент Кореи Юн Сок Ёль и премьер-министр Японии Фумио Кисида, несмотря на оппозицию со стороны некоторых политиков и слоев общества в своих странах, ищут способы оставить в прошлом противоречия, которые десятилетиями создавали напряженность в отношениях между странами. Выступая на прошлой неделе на мероприятии, посвященном годовщине корейского восстания против японского правления в 1919 г., Юн произнес неожиданно примирительную речь: «Япония превратилась из милитаристского агрессора в прошлом в партнера, который разделяет с нами универсальные ценности».

Кисида в понедельник заявил, что будет тесно сотрудничать с Юном, поскольку Япония стремится к «свободному и открытому Индийско-Тихоокеанскому региону».

Еще прошлым летом на крупной конференции по обороне Кисида сказал:

У меня такое чувство, что Украина сегодня может быть Восточной Азией завтра.

В декабре правительство Японии решило увеличить оборонные расходы вдвое и закупить у США ракеты «Томагавк» дальнего радиуса действия, хотя послевоенная конституция ограничивает вооруженные силы страны потребностями «самообороны».

«Японский народ, безусловно, обратил внимание на украинские события, которые заставили его почувствовать себя более уязвимым», – сказал CNN Джон Брэдфорд, старший научный сотрудник сингапурского Института обороны и стратегических исследований.

Бывший президент Филиппин Родриго Дутерте с неприязнью относился к США и старался сблизиться с Пекином, но тот не пошел навстречу. Это облегчило новому президенту Фердинанду Маркосу возвращение к традиционной политике сотрудничества с Вашингтоном, говорит Джеффри Ордэниел, директор по морской безопасности Pacific Forum и доцент Международного университета Токио. Другие страны тоже не останутся в стороне, считает он:

Сингапур и Вьетнам становятся все более открыты к большему присутствию США в регионе. Они не хотят, чтобы Китай доминировал в Юго-Восточной Азии.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку