Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Россия становится все более токсичной». Страны Средней Азии и Закавказья ищут новых друзей

Антон Новодережкин / ТАСС

Стремление Владимира Путина силовым путем утвердить Россию в качестве регионального лидера дает обратный эффект. Страны Центральной Азии и Закавказья, традиционно крепко связанные с Россией экономически и политически, все больше сторонятся ее и налаживают отношения с другими государствами – Турцией, монархиями Персидского залива, Евросоюзом, даже США.

Процесс этот непростой – в силу как минимум географических причин. «Что делать, если твой сосед – пьяница и дебошир, а ты не можешь выйти?», – характеризует ситуацию Бейбит Апсенбетов, входивший в совет директоров Казкоммерцбанка, бывшего крупнейшего банка Казахстана.

Но не только географических. По словам бывших и действующих российских чиновников, в Москве на возросшую самостоятельность соседей по СНГ реагируют нервно, даже резко, чувствуя, что понемногу теряют влияние на них, пишет Bloomberg. Но чиновники этих стран, разговаривавшие с агентством на условиях анонимности, чтобы не раздражать российские власти, говорят, что все равно побуждают свои правительства снижать зависимость от России.

«У России было право вето, она была сторожем в северной Евразии, где ничто не могло произойти без одобрения Кремля. Теперь ситуация меняется», – говорит политолог Екатерина Шульман. Из войны с Украиной Россия скорее всего выйдет ослабленной, и «диктовать свою волю соседям будет, мягко говоря, проблематично».

Прямо перед вторжением в Украину, в начале 2022 г. Россия с помощью своих солдат помогла властям Казахстана подавить вспыхнувшие беспорядки. Несмотря на это, те не намерены теперь помогать ей избегать западных санкций. Казахстан к ним не присоединился, но и «не будет использоваться различными компаниями для обхода санкций», заявил в декабре министр иностранных дел республики Мухтар Тлеуберди. Казахстан продолжит развивать связи с Китаем, соседями в Центральной Азии, а также с США, Японией, ЕС, Великобританией, чтобы «привлекать инвестиции из всех стран», заявил он.

Президент Касым-Жомарт Токаев за прошедший год укреплял связи с Турцией, посетил Саудовскую Аравию, Катар и ОАЭ для налаживания торговых путей и привлечения инвестиций. Также Казахстан старается заместить Россию на европейском рынке нефти, в том числе в обход российской инфраструктуры. В ноябре он объявил, что увеличит экспорт нефти через Каспийское море на 1,5 млн тонн, поставляя ее через трубопровод «Баку-Джейхан». По словам Токаева, поставки по нему в итоге могут вырасти до 20 млн тонн.

Экспорт через Каспийский трубопроводный консорциум, приходящий в Новороссийск, составил в 2021 г. более 50 млн тонн.

Также в Казахстане не стали блокировать новости о войне по требованию Роскомнадзора.

«Россия становится все более и более токсичной», – говорит Апсенбетов.

Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция воспользовались падением железнодорожных поставок из Китая в Европу через Россию и Беларусь. Трафик на маршруте, проходящем через эти четыре страны, резко вырос в прошлом году.

Узбекистан, который в последние годы стал открываться для иностранных инвесторов, активизировал налаживание связи с Западом после начала войны в Украине. В июле он подписал Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве с ЕС. А в декабре, после второй встречи в рамках Диалога о стратегическом партнерстве с США, заявил о «готовности создавать новые торговые маршруты и диверсифицировать импортные и экспортные рынки».

Пока Россия завязла в Украине, Казахстан и Узбекистан делают все, что могут, для диверсификации экономических и политических связей, «но нельзя изменить географию», с Россией у них тесные отношения и длинные границы, сказала Bloomberg Аннетт Бор, научный сотрудник российской и евразийской программ Chatham House.

Падение российского влияния на Кавказе – одна из причин обострения армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха, пишет в колонке в Financial Times Томас де Вал, старший научный сотрудник Carnegie Europe и венского Института гуманитарных наук (IWM). С декабря азербайджанские активисты при поддержке Баку блокируют единственную дорогу, связывающую Карабах с Арменией, лишая его поставок продовольствия и прочих товаров, а российские миротворцы даже не пытаются ее открыть. «Россия ничего не заявляла по этому вопросу, усиливая подозрения, что Путина больше волнует возможность пытаться оказывать влияние на Азербайджан и Армению, а не достичь мирного соглашения», – указывает де Вал, напоминая, что премьер-министр Армении Никол Пашинян подставил под сомнение смысл существования Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

В Азербайджане же не доверяют России, подозревая ее в поддержке Армении, и рассчитывают на поддержку Турции (и получают ее).

В январе Пашинян заявил, что Армения не будет проводить запланированные совместные военные учения сил ОДКБ. 23 января ЕС объявил об отправке по просьбе Еревана двухлетней мониторинговой миссии для патрулирования границы. Российский МИД назвал ЕС «придатком США и НАТО». «Попытки Евросоюза любой ценой закрепиться в Армении, потеснить посреднические усилия России способны нанести ущерб коренным интересам армян и азербайджанцев в их устремлениях возвращения к мирному развитию региона», – заявило ведомство.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку