Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Минюст Германии: все руководство России должно предстать перед Международным уголовным судом

Министр юстиции Германии Марко Бушманн
Министр юстиции Германии Марко Бушманн Florian Gaertner / picture alliance / photothek / ТАСС

Во вторник впервые состоялась встреча министров юстиции стран «большой семерки» – они собрались специально, чтобы договориться, как фиксировать и расследовать военные преступления России в Украине. Министры осудили бомбардировки украинских городов и энергетической инфраструктуры, заявив, что Россия использует «зиму в качестве оружия» (с такими же словами выступил на проходящей сегодня же встрече представителей стран НАТО генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг).

Это «ужасное военное преступление, направленное на то, чтобы многие люди пали жертвами зимы», озвучил позицию коллег министр юстиции Германии Марко Бушманн, встречавший их в Берлине.

Украинские власти задокументировали уже почти 50 000 случаев военных преступлений и определили около 600 подозреваемых в них. Страны «семерки» намерены «добиваться максимальной ответственности [за преступления] с целью добиться справедливости для жертв и выживших». В заявлении министров говорится:

Не может быть безнаказанности за военные преступления и другие зверства.

Министры договорились координировать расследования, которым они придали «высочайший приоритет». А Бушман, передает CNN, заявил на пресс-конференции по итогам встречи: «все российское руководство» должно стать объектом расследования в Международном уголовном суде за «преступления против человечности».

Расследованиями в Украине уже занимаются Международный уголовный суд в Гааге (МУС), ООН, совместную следственную группу создали европейские страны. Ранее немецкий министр заявил, что ограниченные полномочия МУС не должны помешать ему преследовать Владимира Путина за конкретные военные преступления и преступления против человечности. «Я уверен: в итоге мы увидим в Международном уголовном суде процессы по военным преступлениям против высшего российского руководства», – сказал Бушманн в октябре.

Но МУС не может заняться главным обвинением – в преступлении агрессии, по которому можно было бы привлечь к ответственности высшее руководство России за само развязывание войны, как это было сделано с руководителями нацистской Германии. Поэтому ряд стран и юристов выступают за создание специального международного трибунала. Он смог бы рассматривать международное преступление, из которого проистекают все прочие военные преступления, поясняет Уна Хэтауэй, профессор международного права Школы права Йельского университета и исполнительный редактор портала Just Security. «Не будь незаконной агрессии против Украины, не было бы и преступлений против человечности, военных преступлений и геноцида», которые и входят в компетенцию МУС, отмечает она.

По международным законам положение об ответственности руководителей за преступления, совершенные подчиненными, позволяет прокурорам «идти до самого верха командной вертикали», заявила неделю назад Бет Ван Шак, посол США по особым поручениям в сфере международной уголовной юстиции. По ее мнению, высшее российское руководство несет ответственность за организацию таких преступлений, как пытки, убийства мирных жителей, казни военнопленных и гражданских, сексуальное насилие над женщинами и детьми, насильственное переселение, фильтрационные лагеря. Эти действия российских войск носят «системный характер», утверждает Ван Шак.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку