Крупнейшая в современной российской истории госпрограмма производства оружия, на которую из федерального бюджета было выделено 20 трлн рублей за последние 10 лет, сдана в утиль.
В начале ноября президент РФ Владимир Путин поручил переписать нормативы снабжения армии и привести их в «соответствие с реальными потребностями» вооруженных сил. Согласно перечню поручений Путина, реализовать приказ нужно в максимально короткие сроки — до 14 ноября. Ответственными назначены премьер-министр Михаил Мишустин и глава Минобороны Сергей Шойгу.
Де-факто Путин приостановил действие госпрограммы вооружений (ГПВ) — опорного плана, на основании которого военно-промышленный комплекс работал последние годы. Действующая ГПВ перестала быть документом, по которому проводится закупка вооружений и финансируется ВПК, рассказали «Ведомостям» источник, близкий к Минобороны, и топ-менеджер предприятия оборонной промышленности.
Фактически приостановлена разработка и новой ГПВ, которая оценивалась в 22 трлн рублей, говорит один из источников издания. Причина, по его словам, в том, что надо «пересмотреть приоритеты», исходя из опыта кампании в Украине.
Запущенная в начале 2010-х, а затем расширявшаяся каждые пять лет, госпрограмма производства оружия «съедала» около двух триллионов рублей ежегодно — две трети оборонного бюджета. По плану к 2020 году в войска должны были поступить дивизионы танков «Армата», новый стратегический бомбардировщик, 600 самолетов и тысячи вертолетов, а доля современного вооружения должна была вырасти до 70%.
Но в Украину российская армия вошла на старой технике, с бумажными картами и за несколько месяцев исчерпала запасы высокоточных ракет. После массовой мобилизации была вынуждена раздавать необученным солдатам технику времен Второй мировой войны. За вооружениями Кремлю пришлось обращаться в Иран и КНДР, а за формой для военных — в Беларусь. Но и этого оказалось недостаточно: после массовой мобилизации Минобороны было вынуждено раздавать необученным солдатам технику времен Второй мировой войны. Вопреки прогнозам американской разведки о том, что Киев может пасть за три дня, российские войска оказались на грани фиаско, сдав к началу ноября половину завоеванных территорий, включая Харьковскую область и Херсон.
В настоящий момент российский военно-промышленный комплекс более неспособен производить и обслуживать «критически значимое оборудование для операций в Украине», заявил 14 октября замминистра финансов США Уолли Адейемо.
По ВПК ударили западные санкции, отрезавшие заводы от высокотехнологичных товаров. Наиболее плачевная ситуация сложилась в российской микроэлектронике, где компонентов для выпуска оружия уже практически нет, заявил Адейемо.