Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Большая семерка» потратит $600 млрд на противодействие китайскому «Шелковому пути»

Number 10 / flickr (CC BY-NC-ND 2.0)

Лидеры семи ведущих развитых стран, собравшиеся в баварском отеле «Замок Эльмау», обсудили меры противодействия политике России и Китая. Если в первом случае речь идет о санкциях в ответ на развязанную Россией войну, призванных лишить ее значительной части валютной выручки, то во втором бороться с мощным противником решено мирными экономическими средствами.

Лидеры «семерки» договорились привлечь $600 млрд государственных и частных средств в течение пяти лет, чтобы финансировать инфраструктурные проекты в бедных странах. «Партнерство ради глобальных инфраструктурных инвестиций» должно стать ответом на китайскую «Инициативу пояса и пути». Китай запустил эту масштабную программу в 2013 г., она охватывает уже более 100 стран и развивается по двум направлениям: «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века».

Разработанная «семеркой» программа, идея которой была выдвинута год назад, предполагает инвестиции в таких областях, как здравоохранение, развитие цифровых каналов связи, обеспечение гендерного равенства, климат и энергетика, рассказал президент США Джо Байден. По его словам, она позволит странам по всему миру «самим ощутить выгоды от партнерства с демократиями».

США привлекут $200 млрд в виде грантов, средств федерального бюджета, частных инвестиций, сказал Байден:

Я хочу, чтобы было понятно: это не помощь и не благотворительность, это инвестиции, которые принесут выгоду всем.

В пример он привел несколько проектов, в частности, в сфере солнечной энергетики в Анголе на $2 млрд при участии Министерства торговли и Экспортно-импортного банка США, американской компании AfricaGlobal Schaffer и компании-проектировщика Sun Africa.

ЕС к 2027 г. пообещал привлечь 300 млрд евро ($318 млрд). Цель, по словам председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, – создать альтернативу китайскому «Поясу и пути» в области устойчивого развития и «показать миру, что, работая вместе, демократии обеспечивают наилучший путь к достижению результата».

Оставшиеся миллиарды, по словам Байдена, могут предоставить международные банки развития, суверенные инвестиционные фонды и др.

Некоторые проекты Китая в рамках «Пояса и пути» вызывали жалобы со стороны стран, в которых они реализовывались. В отличие от международных организаций, таких как МВФ и Всемирный банк, Китай дает деньги на коммерческих условиях, но при этом требует не разглашать суммы, поэтому истинные размеры займов и сам факт их выдачи зачастую остаются неизвестны. Таким образом он одолжил развивающимся странам более $200 млрд, посчитали в 2020 г. экономисты Кармен Рейнхарт, Себастьян Хорн и Кристоф Требеш. Некоторые страны попали в долговую ловушку: по оценке исследователей, задолженность около дюжины бедных государств перед Китаем составляла не менее 20% их ВВП.

Шри-Ланка была вынуждена передать Китаю контроль над стратегически важным портом, чтобы избежать долгового кризиса, а Пакистан в 2018 г. попросил помощи у МВФ. Мальдивы просили Пекин сократить и реструктурировать долг после строительства моста длиной более 2 км, соединившего столицу Мале с международным аэропортом и искусственным островом Хулхумале. В Европе финансовые трудности из-за строительства автомагистрали на китайские деньги были у Черногории.

Страны «семерки» тратят на помощь в развитии лишь 0,32% валового национального дохода против 0,7% обещанных, отметила Фредерика Родер, вице-президент некоммерческой организации Global Citizen. Нынешняя инициатива, по ее мнению, — «хорошее начало», ведь «без развивающихся стран не будет устойчивого восстановления мировой экономики».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку