Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Для России снова запустили «часы дефолта»

Второй раз за два месяца для правительства России запущен обратный отчет до дефолта.

Держатели еврооблигаций «Россия-26» и «Россия-36» не получили в срок платеж на $100 млн, который нужно было погасить до 27 мая, сообщает Bloomberg.

Хотя российский Минфин отправил деньги заранее - до того момента, как США прекратили действие генеральной лицензии, выводивший из под санкций внешнедолговые платежи, - на счетах инвесторов нужной суммы в пятницу вечером не оказалось.

Минфин РФ 20 мая сообщил, что перечислил средства Национальному расчетному депозитарию, который выполняет функции регистратора бумаг. НРД, в свою очередь, заявил, что деньги были списаны с его счета в пользу держателей. Но платеж - $71,25 млн и 26,5 млн евро - «застрял» по дороге, вероятно, из-за позиции американских банков, которым с 25 мая запрещено проводить любые транзакции с российским правительством. 

Если теперь в течение 30-дневного льготного периода Минфин РФ не придумает способ донести до инвесторов $100 млн, Россия окажется в дефолте по валютному долгу впервые с революции 1917 года.

В апреле избежать такого сценария Минфину удалось, выполнив условие, которое поставил Вашингтон: оплачивать долги из поступающей в страну валютной выручки, а не с замороженный госчетов за рубежом. Часы «дефолта» тикали с 4 апреля, но в конце месяца американский Минфин разрешил платеж.

Теперь позиция США стала жестче: если Россия собирается избежать дефолта, ей нужно сделать это в обход американской финансовой системы. Возможно ли это в принципе, остается предметом споров. В четверг, 26 мая, министр финансов Антон Силуанов сообщил о разработке механизма платежей, «минуя все западные расчетные инфраструктуры». «Мы будем пытаться рассчитаться по нашим обязательствам, - сказал он. - И найдем такую форму».

По словам Силуанова, механизм будет готов к 24 июня. В этот день нужно заплатить $490 млн по евробондам «Россия-28». И отличие от майских платежей, которые, по условиям выпусков, можно было провести в евро, фунтах и швейцарских франках, для июньских возможна лишь одна валюта — доллар США.

До конца года России нужно заплатить $1 млрд по долгу в иностранной валюте, половина которого — около $25 млрд из $50 млрд — находится на руках у иностранцев.

Помимо репутационных рисков и потери доступа к международным рынкам капитала, дефолт может принести целый букет неприятностей. Пропуск одного платежа может запустить механизм кросс-дефолта по всем остальным обязательствам, говорит эксперт БКС Дмитрий Бабин: «В результате все зарубежные активы государства оказываются под риском конфискации».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку