Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Почему ЕС пока не может договориться о нефтяном эмбарго

Терминал перевалки нефтепродуктов АО "Усть-Луга Ойл" в Ленинградской области.
Терминал перевалки нефтепродуктов АО "Усть-Луга Ойл" в Ленинградской области. Владимир Рябчиков / ТАСС

Шестой пакет санкций против России, который сейчас разрабатывает ЕС, с высокой вероятностью будет включать поэтапное нефтяное эмбарго.

Но дьявол кроется в деталях, признают чиновники: новый режим должен наказать Россию, но при этом не взвинтить цены, увеличив доходы Кремля. Об этом же сказала в четверг министр финансов США Джанет Йеллен: она призвала ЕС действовать «осторожно, когда мы думаем о полном европейском запрете, скажем, на импорт нефти». Такой шаг, по ее словам, «явно повысит мировые цены на нефть» и «окажет пагубное воздействие на Европу и другие регионы мира», а Россия выиграет от подорожания нефти, даже если будет меньше ее экспортировать.

Один дипломат из ЕС назвал это «эффектом водяной кровати»: когда давишь на одну часть наполненного водой матраса, надувается другая.

Из-за уже введенных санкций Владимиру Путину грозит «стратегический проигрыш», заявила в Брюсселе заместитель госсекретаря США Венди Шерман. В случае же с энергетическими санкциями «надо понять, как сделать их эффективными и не увеличить доходы, которые получит Путин». «Над этим все и работают», – пояснила она.

Один из способов смягчить последствия санкций – увеличить нефтедобычу в других странах. Но на это потребуется время (к тому же ведущие нефтедобывающие страны Персидского пока отказываются активнее наращивать производство). Поэтому нефтяную блокаду неизбежно придется вводить постепенно, а не в одночасье, считают дипломаты ЕС.

Германия дала понять, что постарается отказаться от российской нефти к концу года, но некоторые чиновники и дипломаты считают это слишком долгим сроком. Еще один вопрос, который нужно решить, – какой именно экспорт прекращать: например, от танкерной нефти можно отказаться быстрее, от трубопроводной – попозже.

Задача Еврокомиссии, которая работает с союзниками по «большой семерке», – убедить Германию и другие скептически настроенные страны поддержать блокаду, которая была бы достаточно жесткой, чтобы навредить Путину, и при этом не изобиловала бы отсрочками и исключениями, которые способны подорвать доверие к принятым мерам. Постепенно этот процесс идет, на отказ от российской нефти соглашаются даже самые активные противники введения санкций. Так, австрийская OMV, одна из крупнейших нефтеперерабатывающих компаний в Центральной Европе, вчера полностью прекратила закупать российскую нефть.

OMV сообщила Financial Times, что «остановила прием и переработку» российской нефти на всех трех своих основных НПЗ и «в обозримом будущем» не будет возобновлять закупки. Правда, сделать это компании было не очень сложно, так как в последние годы она уже сильно сократила импорт. Если раньше 10% нефти, перерабатывавшейся на НПЗ в австрийском городе Швехат, поступало из России, то в прошлом году этот показатель снизился до 6%, сообщила OMV.

А вот об отказе от российского газа речь пока не идет. OMV – один из крупнейших его импортеров в Европе. Около 80% используемого Австрией газа поставляется из России.

Впрочем, реакция ЕС на кризис в Украине показывает, что существует мало табу, когда речь заходит о санкциях против России.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку