Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Россия может не получить СПГ-танкеры для арктических месторождений

«Газпром»

Российские планы по наращиванию поставок газа из Арктики оказались под угрозой из-за международных санкций. Строительство флота из ледоколов следующего поколения зависит от иностранных компаний – от корейских кораблестроителей до американских и финских производителей судовых механизмов, а также малоизвестной французской фирмы, обладающей монополией на технологию, жизненно необходимую для транспортировки сжиженного природного газа.

Российские партнеры и клиенты международных судостроительных компаний оказались в санкционных списках. Евросоюз запретил экспорт судов, судовых систем и оборудования. Поэтому встает вопрос, будут ли исполнены договоры о поставке России специализированных кораблей.

«Мы не видим, как [судостроительные] проекты могут быть реализованы в нынешних обстоятельствах, – говорит Панайотис Митру, глобальный менеджер по газовому сегменту Lloyd’s Register – организации, занимающейся классификацией судов. – Все пути, похоже, закрыты».

Россия надеялась значительно увеличить экспорт с газовых месторождений в Арктике, которые являются одними из крупнейших в мире. Это «Ямал СПГ», на долю которого в 2020 г. пришлось 5% мирового экспорта СПГ, и «Арктик СПГ 2» стоимостью $23 млрд, который должен был начать первые поставки в 2023 г. Кроме того, Россия планировала в ближайшие пару лет начать круглогодичное грузовое судоходство по Северному морскому пути.

Три крупнейших судостроительных компании Южной Кореи, которая пообещала реализовывать те же санкции, что ввели против России США, строят для российских клиентов 35 СПГ-танкеров, по данным судового брокера Simpson Spence Young.

У Samsung Heavy Industries и Hyundai Heavy Industries есть совместные предприятия с Судостроительным комплексом «Звезда» (принадлежит «Роснефти» и Газпромбанку), расположенном в Приморском крае. У Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering есть заказы от российских клиентов на три СПГ-танкера и два хранилища СПГ стоимостью $1,6 млрд.

Все три компании сказали Financial Times, что намерены выполнять контракты с российскими партнерами в нормальном режиме, хотя и готовятся к возможным сложностям в вопросах оплаты по действующим заказам. «Европейские страны продолжают импортировать из России нефть и газ. Почему мы должны останавливать действующие СП с Россией?», – сказал менеджер одной из судостроительных компаний Кореи.

Но топ-менеджер ключевого европейского поставщика корейских компаний сказал FT, что больше не будет поставлять продукцию для российских судов, поскольку в противном случае рискует нарушить санкции либо против конкретных фигурантов санкционных списков, либо против сектора:

Ситуация абсолютно ясна. Технология для кораблей, которые используются в России, – это санкционная продукция, поэтому работать над этим проектами практически невозможно.

По словам топ-менеджера, построить суда без этой технологии будет чрезвычайно сложно, но корейские верфи могут попросить об исключении из санкций для проектов, которые близки к завершающей стадии реализации.

По словам высокопоставленного корейского чиновника, пока идет война на Украине, новые заказы от российских клиентов маловероятны, однако в Сеуле опасаются, что в случае отмены действующих проектов образовавшийся вакуум могут заполнить китайские конкуренты. Однако специалисты кораблестроительной отрасли считают, что китайские компании во главе с государственной Hudong-Zhonghua могут строить максимум восемь СПГ-танкеров в год; при этом они загружены заказами не на один год и никогда не строили крупнейшие танкеры, которые могут ходить по маршрутам, покрытым толстым слоем льда.

Судьба российских заказов в конечном счете может зависеть от действий французской Gaztransport & Technigaz (GTT), единственного мирового поставщика судовых резервуаров для СПГ, необходимых для безопасного хранения топлива в больших объемах при температуре -163 градуса.

GTT, чья годовая выручка составляет 315 млн евро и 12% акций которой принадлежит ведущей французской энергетической и газовой компании Engie, продолжает работать над российскими проектами, параллельно оценивая, попадают ли они под санкции. GTT предупредила, что в нынешних условиях возникает «потенциальный риск для продолжения и надлежащего исполнения определенных контрактов».

Митру из Lloyd’s Register говорит:

Если эти корабли попадут под санкции со стороны GTT, ни одна верфь в мире не сможет предоставить альтернативу.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку