Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Чего миру ждать от внешней политики США

Как Байден будет выстраивать отношения с Китаем, Европой, Россией, Ближним Востоком, торговую и климатическую политику

Джо Байден.
Джо Байден. Фото: Gage Skidmore

Во время предвыборной кампании Джо Байден обещал положить конец изоляционистскому и деструктивному подходу Дональда Трампа к международным отношениям. Однако для восстановления лидерства США потребуется время и политический капитал, так как их роль как мировой сверхдержавы ставится под вопрос как внутри страны, так и за ее пределами.

Иностранные дипломаты вряд ли теперь услышат фразу «Америка прежде всего», но это никак не поможет Байдену избежать вызовов, в числе которых и противостояние с Китаем, и иранская ядерная проблема, и перезагрузка отношений с Европой, и борьба с последствиями Brexit в отношениях с Великобританией.

ЕВРОПА

Чего хочет Байден: Стремясь восстановить европейские альянсы, которые постоянно подрывал Трамп, Байден, скорее всего, будет самым активным сторонником развития трансатлантических отношений среди президентов США последнего поколения. Он гордится своим ирландским происхождением, при нем от неприкрытой враждебности Трампа к ЕС не останется и следа. Байден будет изо всех сил поддерживать НАТО.

Новоизбранный президент выступает против Brexit, хотя и принял его как свершившийся факт. И конечно, ему будет легче работать с Великобританией, если при выходе из ЕС она заключит соглашение, гарантирующее сохранение открытой границы с Ирландией.

Байден пообещал ужесточить американскую политику в отношении России и «заставить ее заплатить серьезную цену» за нарушение международных норм. Его поддержка НАТО явно направлена на противодействие агрессивным действиям России, и он пообещал поддержать российское гражданское общество против того, что он называет «клептократической авторитарной системой» президента Владимира Путина. Тем не менее одной из первых инициатив неизбежно должны будут стать переговоры с Москвой о продлении договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-III), срок действия которого истекает 5 февраля.

Чего от него ждут: Хотя многие европейские политики признают, что Трамп был энергичным сторонником структурных изменений, включая увеличение союзниками по НАТО расходов на оборону и вывод американских войск из Германии, они все же считают, что в основе альянса лежит американская военная мощь и она имеет существенное значение для безопасности Европы. Они бы также хотели, чтобы Вашингтон активнее участвовал в разрешениии региональных кризисов – от Белоруссии до Восточного Средиземноморья.

Итог: Можно ожидать полутора лет радостных рукопожатий, которые вернут послевоенную систему альянсов во внешнеполитический фокус американской политики. Возможно, началом этого процесса станут совместные усилия по борьбе с коронавирусом. Тем не менее сложности выработки общей политики в отношении Китая, Brexit и международной торговли никуда не денутся.

БЛИЖНИЙ ВОСТОК

Чего хочет Байден: Избранный президент США пообещал вернуться к сделке по ядерной программе Ирана, от которой отказался Трамп. Это может произойти только в том случае, если Тегеран, со своей стороны, вернется к многостороннему соглашению, ограничивающему его амбиции в атомной отрасли. Байден также пообещал перезагрузить отношения с Саудовской Аравией, которую назвал «страной-отщепенцем».

Байдена и Трампа объединяет стремление положить конец войнам, которые приходится вести Америке. Однако у Байдена свой подход, и он планирует найти для США на Ближнем Востоке других союзников. Байден не станет переносить американское посольство назад в Тель-Авив из Иерусалима, куда Трамп перевел его в 2018 г. У Байдена нет планов по поискам решения израильско-палестинского конфликта. Главные советники Байдена уже четко заявили, что его внешнеполитические приоритеты находятся в других сферах.

Чего от него ждут: Иран хочет получить компенсацию за болезненный период конфронтации при Трампе и отмену всех санкций за свое возвращение к ядерной сделке. Пока же Иран продолжает реализацию ракетной программы.

Саудовская Аравия тем временем опасается, что администрация Байдена может прекратить продавать ей вооружения и навязать новые, более жесткие отношения. ОАЭ заинтересованы в ужесточении позиции США в отношении Турции. А если Байден согласится на возвращение к сделке с Ираном, ОАЭ будут настаивать, чтобы в нее были включены вопросы ракетной программы и поддержки Ираном вооруженных экстремистов в регионе. ОАЭ также хотят наряду с другими региональными державами участвовать в любых переговорах по Ирану.

Итог: Для возобновления договоренности с Ираном у Байдена будет мало времени: в июне там должны пройти президентские выборы, на которых могут победить сторонники более жесткой линии, и вести с ними переговоры будет сложнее. Белый дом должен будет быстро договориться о новом общем подходе к Ирану с другими европейскими странами, участвовавшими в договоренности по его ядерной программе, – Великобританией, Францией и Германией.

КИТАЙ

Чего хочет Байден: Один из советников Байдена охарактеризовал внешнеполитические приоритеты избранного президента так: «Китай. Китай. Китай. Россия». Команда Байдена унаследует внешнеполитический истеблишмент, который смотрит на Пекин с гораздо бóльшим беспокойством, чем во времена Барака Обамы. Сейчас не ясно, какое именно сочетание сотрудничества, конкуренции и конфронтации Байден выберет для взаимодействия с новым соперником США на мировой арене.

Хотя Байден, вероятно, не будет продолжать «новую холодную войну» с Китаем, которая может поставить под угрозу ведущую роль Америки в мире, он постарается изменить отношения между двумя странами в таких областях, как технологии и инвестиции, где у западных стран накопилось множество претензий к Китаю. Он также будет поддерживать сильное военное присутствие США неподалеку от китайских границ.

Байден будет стремиться к координации с европейскими партнерами в вопросах анализа китайских инвестиций, обмена разведывательной информацией и новых технологий с целью «сформировать единую с нашими союзниками позицию в отношении Китая», сказал представитель Байдена.

Он также постарается укрепить региональное партнерство с другими союзниками США в Азии, пострадавшее из-за бездействия администрации Трампа, в частности в отношениях с Южной Кореей.

Чего от него ждут: Когда Байден переедет в Белый дом, в Пекине вздохнут с облегчением, полагают эксперты. Европейцы надеются на гораздо менее агрессивную риторику, чем в годы правления Трампа. Однако политики не ожидают особого ослабления давления на Китай со стороны США, тем более что во многих европейских странах к Пекину тоже стали относиться более скептически.

Итог: Некоторые демократы считают, что Байден недооценивает угрозу, которую представляют военные, экономические и дипломатические амбиции Китая. Большинство европейских политиков не считают себя равноудаленными от Вашингтона и Пекина, но одновременно они стремятся сохранить хорошие экономические отношения с Китаем и потенциал для партнерства в различных областях, например в борьбе с изменением климата.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

Чего хочет Байден: Байден частично разделяет протекционистскую позицию своего соперника на президентских выборах. Он предлагает ввести меры, которые запретят федеральному правительству и агентствам закупать неамериканские товары и услуги. Байден также высказывал идею установить налог на американские компании за перемещение рабочих мест и производств за границу. Как и Трамп, Байден считает, что Всемирная торговая организация должна быть реформирована и более требовательно относиться к странам с нерыночной экономикой, в частности к Китаю.

Несмотря на сигналы Байдена, что он продолжит проявлять твердость по отношению к Китаю на торговом фронте, он вряд ли будет проводить такую же конфронтационную политику, что проводил Трамп. Однако пока не ясно, в какой степени Байден будет отменять или снижать пошлины или, наоборот, вводить новые.

При этом в рамках новой внешней политики Байден хочет снизить напряженность в торговых отношениях с Европой. Это потребует разрешения некоторых серьезных разногласий, включая длящиеся десятилетиями споры о субсидиях авиакомпаниям и дебаты о том, каким должно быть справедливое налогообложение крупных технологических компаний.

Чего от него ждут: Зарубежные демократии прежде всего ждут, что администрация Байдена присоединится к другим членам ВТО в желании сделать Нгози Оконджо-Ивеалу новым генеральным директором организации. Администрация Трампа блокирует ее назначение.

Европа и Великобритания также добиваются прогресса на переговорах о субсидировании авиакомпаний и снятия связанных с этим американских пошлин на европейские товары, включая сыр, вино и оливки. Европа рассчитывает разрешить разногласия с Вашингтоном по поводу налогообложения транснациональных технологических компаний и начать работу над отменой пошлин на европейскую сталь и алюминий.

Великобритания, которая в январе выходит из общего рынка ЕС, после вступления Байдена в должность попытается заключить с США соглашение о свободной торговле, однако команда Байдена уже заявила, что для нового президента это не является приоритетом.

Итог:  Существенные разногласия в торговых отношениях с Европой сохранятся. По всей видимости, сохранится и напряженность в отношениях с Китаем. Эксперты ожидают продолжения торговых войн, но вестись они будут в чиновничьих кабинетах, а не через Twitter.

КЛИМАТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТКА

Чего хочет Байден: Байден пообещал вернуться к Парижскому соглашению об изменении климата, из которого США официально вышли в прошлую среду. Он планирует включить цели по борьбе с изменением климата во все аспекты внешней политики, национальной безопасности и торговли США. Он поставил перед США цель достичь к 2050 г. нулевых выбросов углекислого газа и пообещал полностью перевести национальную энергетическую систему на чистую энергию – и даже ее экспортировать.

Байден также хочет возглавить усилия международного сообщества, чтобы убедить все страны, выбрасывающие в атмосферу значительное количества CO2, ужесточить собственные экологические стандарты, поставив прозрачные и осуществимые цели (здесь прежде всего имеется в виду Китай).

Чего от него ждут: Страны ЕС нуждаются в возвращении США в международную коалицию по борьбе с изменением климата. В следующем году Великобритания станет организатором 26-й Конференции ООН по изменению климата. Британцы надеются использовать климатический саммит для снижения напряженности по поводу Brexit.

Итог: Недавно Китай и Япония поставили перед собой амбициозную задачу свести выбросы углекислого газа к нулю – до 2060 г. и 2050 г. соответственно. От Байдена потребуется улучшить экологические цели у себя в стране и найти общий язык с Пекином в этом вопросе, тем самым продемонстрировав хоть какой-то прогресс в улучшении напряженных американо-китайских отношений. Особенно в то время, когда он будет стремиться стать лидером мировой дипломатии в борьбе с изменением климата.

Перевел Виктор Давыдов

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку